logo

"Measure seven times, cut once": Why the well at the "Karaturun East" field will be shut down in October.

На экстренном совещании в Актау в связи с пожаром на разведочной газовой скважине месторождения "Каратурун Восточный" экспертами нефтегазовой отрасли и профильных министерств обсуждалось несколько вариантов решения возникшей ситуации.

Главный геолог ТОО "Бузачи Нефть" Александр Касьяненко предложил заполнить кратер скважины тяжелым буровым раствором или пробурить дополнительный боковой ствол к скважине. Его предложение стало основой для разработки финального проекта плана по ликвидации пожара на месторождении.

Александр Александрович 50 лет в профессии и не понаслышке знает, что ликвидация подобных аварий требует высокоточного и технически оснащенного решения. Что стало причиной аварии и почему предложенный вариант решения проблемы – один из самых действенных? Об этом наш сегодняшний разговор.

Для справки:

  • Касьяненко Александр Александрович – 50 лет в профессии.
  • В 1974 году окончил Казахский политехнический институт.
  • С 1974 по 1994 год – оператор исследования скважин, геолог, старший геолог, заместитель начальника, начальник геологического отдела Уральской нефтеразведочной экспедиции глубокого бурения (УНГРЭ).
  • С 1994 по 1999 год – начальник отдела недропользования Министерства геологии и охраны недр Республики Казахстан.
  • С 1999 по 2004 год – вице-президент ОАО "Мунайгаз".
  • С 2004 года – главный геолог ТОО "Бузачи Нефть".

– Александр Александрович, 9 июня этого года на месторождении вашей компании произошло возгорание. Расскажите, почему авария произошла, что стало причиной?

– 9 июня 2023 года в 03:25 по времени Мангистау на газовом месторождении ТОО "Бузачи Нефть" – "Каратурун Восточный" из-за нарушения технологического регламента, произошедшего в процессе строительства разведочной скважины №303, во время подъема бурильного инструмента при забое 1088-1090 м произошел выброс газоводяной смеси, впоследствии перешедший в открытый газоводяной фонтан с дальнейшим возгоранием.

Работы проводила подрядная организация ТОО "Заман Энерго", персонал которой был немедленно эвакуирован с места возгорания. В результате оперативных и скоординированных действий как наших сотрудников, так и сотрудников ТОО "Заман Энерго", все люди остались живы.

– Кто несет ответственность за аварию?

– В нашей компании работает квалифицированный персонал и каждый этап работ мы знаем до мельчайших деталей. Сам я начинал, как оператор исследования скважин. Мы всегда очень ответственно подходим к процессу подготовки проектов разведки, бурения, строительства дорог, площадок и прочих обязательств относящихся к недропользователям.

После получения одобрений и согласований с государственными органами мы нанимаем подрядчика на условиях открытого тендера, так как согласно законодательству Казахстана, как компания недропользователь, не имеем права самостоятельно проводить буровые работы. Таким образом, на субподрядных условиях была привлечена компания ТОО "Заман Энерго", которая обладает всеми разрешительными документами и аккредитациями, а также необходимым для проведения работ буровым оборудованием и персоналом.

По предварительному анализу, авария при бурении разведочной скважины №303 была вызвана нарушением технологического регламента, которое произошло из-за человеческого фактора, по ошибке или халатности буровой бригады ТОО "Заман Энерго". Сейчас в данном вопросе разбирается специальная комиссия и мы со своей стороны оказываем им всяческое содействие.

"Газ полностью сгорает, не принося вреда экологии"

– Каковы последствия для экологии региона?

– Согласно данным проб воздуха, взятых 9 июня и 23 июня 2023 года, после произошедшей аварии нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных элементов в атмосферном воздухе в санитарно-защитной зоне не превышают допустимые показатели. Это обусловлено тем, что горит газ с содержанием метана до 99%, он полностью сгорает, не принося существенного вреда экологии. Замеры были сделаны испытательной лабораторией Министерства экологии природных ресурсов Республики Казахстан, РГУ "Департамент экологии по Мангистауской области".

Мы продолжим периодически делать замеры воздуха, чтобы держать ситуацию под контролем.

– Кто вел работы по тушению пожара с самого начала и как сейчас складывается ситуация с его ликвидацией?

– ТОО "РЦШ ПВАСС "АкБерен" с самого начала вело работы по ликвидации аварии, но ввиду осложнения и грифонoобразования было вынуждено их остановить.

В соответствии с планом ликвидации аварий (ПЛА), согласованным с комитетом промышленной безопасности, был создан штаб по ликвидации аварии, включающий в себя представителей "АкБерен", Министерства по чрезвычайным ситуациям РК (МЧС), ТОО "НПЦ", ТОО "Бузачи Нефть", ТОО "Caspian Drilling LTD" и ТОО "Заман Энерго".

Штабом было принято решение по разработке индивидуальных технических проектов по бурению двух наклонно-направленных разгрузочных скважин, после чего мы сможем приступить к работам по взятию под контроль аварийного ствола и произвести работы по ликвидации последствий аварии.

На данный момент выполнены проекты двух разгрузочных скважин, уже согласованные с государственными органами. Завершено строительство дороги на 1300 м и двух площадок для монтажа бурового оборудования и строительства наклонно-направленных скважин, для чего было завезено более 6,500 тонн грунта. Завершена мобилизация и монтаж бурового станка. Скважину 303-ST планируется бурить на глубину 460-470 метров под башмак обсадной колонны, а скважину 305-H – на глубину 1200 метров параллельно аварийному стволу, на расстоянии от 10 до 20 метров от ствола аварийной скважины в нижней части разреза.

После проведения каротажа мы получим полные данные о существующих газонасыщенных и водонасыщенных горизонтах, а также, в дальнейшем, произведя перфорацию работающих газонасыщенных горизонтов, сможем вдвое снизить давление в аварийной скважине путем отвода газа на управляемый факел. Вторая зависимая наклонно-направленная скважина позволит почти полностью разгрузить ствол аварийной скважины путем направления остатков газоводяной смеси на управляемый факел.

Так как в аварийной скважине №303 имеется каротаж на 450 метров, попасть в ствол аварийной скважины на глубине 460-470м будет несложно. Мы имеем данные по каротажу, инклинометрии и знаем точное расположение ствола аварийной скважины.

Более того, бурение наклонных скважин будет технически сопровождаться телеметрическим мониторингом и забойным инструментом с контролем проводки скважины, фиксацией газопроявлений и всех технологических параметров бурения (нагрузка на долото, производственность насосов, фиксация поглощения и/или проявления скважины в процессе бурения). В то же время точное положение ствола аварийной скважины на забое не известно, там отклонение может составлять до 15 метров от заданного местоположения.

Также хотим отметить, что пробуренная месяцем ранее скважина №300 была пробурена в условиях геологически аналогичных аварийной разведочной скважине №303. По данным каротажа скважины №300, здесь продуктивным является Юрский-II горизонт с газонасыщенной толщей около двух метров и с давлением около 120 атмосфер. Следовательно, дебиты газа на аварийной скважине №303 сравнительно небольшие. Также, на аварийной скважине работает один из водяных горизонтов, в связи с чем фонтан состоит из газоводяной смеси.

Более того, для эффективного глушения аварийной скважины №303 с целью закачки воды в продуктивный пласт штабом было принято решение, при необходимости, пробурить еще одну вертикальную скважину на расстоянии 250 метров от аварийного ствола для закачки воды и/или утяжеленного бурового раствора в продуктивный пласт. Это дополнительные большие затраты, однако эти работы помогут более безопасно заглушить аварийную скважину №303.

Работы уже начаты, а ликвидацию аварии планируем завершить в октябре 2023 года.

"Ликвидация аварии требует высокотехнологического и профессионального подхода"

– Александр Александрович, почему именно этот метод – бурение двух дополнительных скважин – был выбран для устранения последствий аварии? Неужели не было других, менее затратных и быстрых?

– Менее затратные были, но не быстрые и не с теми результатами, которые, как компания, мы хотим получить. Важно понимать, что ликвидация аварии требует высокотехнологического и профессионального подхода. Вы правы – бурение двух наклонно-направленных разгрузочных скважин, а при необходимости и одной вертикальной скважины, является наиболее затратным методом ликвидации аварии на скважине №303 из всех доступных и рассматриваемых альтернатив. В то же время только этот подход позволит нам собрать весь необходимый объем геологических данных для проведения контролируемых и наиболее безопасных мероприятий по ликвидации аварии.

Мы не будем экономить на аварийных работах, отдавая предпочтение более легким, но менее эффективным альтернативам. С самого начала компания сделала своим приоритетом обеспечение комплексного, научно обоснованного, наиболее безопасного и контролируемого метода ликвидации аварии. Говоря простыми словами: семь раз отмерь, один раз отрежь. Компания осуществляет деятельность в рамках требований, предусмотренных законодательством РК, соблюдая все предусмотренные нормы и правила. И это касается всех аспектов нашей деятельности, в том числе недропользования.

На постоянной основе мы будем информировать общественность о развитии ситуации и наших действиях, которые направлены на безопасное проведение работ, обеспечение жизни и здоровья людей.

– Александр Александрович, спасибо за интервью!